К вам приедет такси без водителя: кто и зачем продвигает беспилотники

Успехи и перспективы новых направлений «Яндекса»

Уже по финансовым итогам первого квартала 2018 г. в «Яндексе» отметили, что сервис заказа такси принес компании выручку в размере порядка 3,1 млрд руб., продемонстрировав годовой рост на 301%, при этом количество поездок увеличилось за год на 222%. В этот сегмент вошли поступления от деятельности «Яндекс.Такси» и Uber в России и ближнем зарубежье, а также от сервисов доставки еды «Яндекс.Еда» и Uber.Eats.

Как сообщил CNews в июле 2021 г., по итогам второго квартала 2021 г. совокупная выручка «Яндекса» выросла на 70% до 81,402 млрд руб. при этом скорректированная чистая прибыль (с учетом показателей «Яндекс.маркета» за 2020 г.) увеличилась на 34% до 1,012 млрд руб.

Структура выручки сегмента «Такси». Финансовые итоги «Яндекса» за II кв. 2021 г.

Выручка сегмента «Такси» компании выросла на 114% год к году до 28,1 млрд руб., при этом число поездок на такси за исключением «Доставки» выросло на 104%. Значительный относительный рост также показал сервис каршеринга «Яндекса», где выручка увеличилась на 349% и составила 3,081 млрд руб. Направление «фудтех» продемонстрировало рост на уровне 93%, выручка по нему достигла 8,105 млрд руб.

Согласно обновленному прогнозу «Яндекса», по итогам всего 2021 г. в компании ожидают рост выручки на 53-55% в сравнении с 2020 г., до 330-340 млрд. руб., при этом рост товарооборота сервисов электронной коммерции ожидается в три раза, а рост общей валовой стоимости поездок сервиса онлайн-заказа ожидается примерно на 60%.

Долгосрочная программа регулярного тестирования

«Яндекс» запустил дорожные тестирования беспилотных автомобилей в городе Энн-Арбор (Ann Arbor), штат Мичиган, США. На дорогах города уже можно встретить автомобили «Яндекса» без водителей четвертого поколения на базе Hyundai Sonata, представленные в начале июня 2020 г. совместно с Hyundai Mobis, объявила компания в своем блоге на платформе Medium.

Университетский городок Энн-Арбор с населением более 120 тыс. человек, расположенный недалеко от Детройта, стал второй тестовой зоной беспилотников компании за пределами России – после Тель-Авива в Израиле. Штат Мичиган был выбран «Яндексом» благодаря тому, что здесь беспилотным автомобилям по закону разрешено двигаться на дорогах общего пользования без сопровождения инженера-испытателя.

«Мы намерены максимально использовать наши испытательные площадки, – сказал Дмитрий Полищук, руководитель программы Yandex Self-Driving Cars. – Так, Иннополис – это единственная испытательная площадка в России, где беспилотным автомобилям позволено перевозить пассажиров без инженера за рулем. Именно здесь мы запустили первый в Европе сервис роботакси два года назад и с тех пор совершили тысячи поездок без водителя за рулем. Анн-Арбор с большей площадью и более прогрессивной нормативно-правовой базой позволит нам сделать еще один шаг вперед».

Какое из беспилотных авто лучше?

Сейчас
трудно говорить о том, чей проект беспилотного автомобиля лучше. В теории все
гладко, но на практике работы еще слишком много.

Разработки
Google выглядят более масштабно — автомобили уже пустили по реальным дорогам,
пускай и в режиме тестов. Однако стоит учитывать и фактор дорог – то, что лучше
в американских или европейских условиях, ничего не значит для России.

По
крайней мере, беспилотники от «Яндекс» изначально «затачиваются» под
отечественные дороги. Как заявили представители компании, собранные с
навигаторов и интернет-сервисов данные о дорогах российских городов тщательно
анализируются, и на их базе строится работа автономных такси.

Возможно,
в общем и целом беспилотники от Google лучше, но в России с её дорогами
сомнительного качества все же стоит делать ставку на «Яндекс».

Разработками
в области беспилотных авто занимаются многие автомобильные компании — причем не
только производители легковых авто «ловят момент». Грузовые машины с
автопилотом – это огромный рывок в будущее, поэтому даже «КАМАЗ» работает над
тем, чтобы внедрить технологию автономного пилотирования в свои автомобили.
Посмотрим, что из этого получится!

Четвертое поколение беспилотных автомобилей «Яндекса»

Серьезная работа в «Яндексе» над разработкой собственной платформы беспилотных автомобилей началась в 2016 г. с модернизированной разработки на базе шасси Toyota Prius V.

Российский конструктор криптовалют DecimalChain теперь совместим с Еthereum и Binance Smart Chain
Бизнес

Центр разработки беспилотных автомобилей «Яндекса» находится в Москве, здесь же проходили первые испытания на полигоне и первые уличные заезды. Вторая российская тестовая зона «Яндекса» расположена в Иннополисе.

Беспилотное такси было запущено в Иннополисе 28 августа 2018 г. В процессе тестирования руль машины свободен, но на переднем пассажирском сидении всегда находится инженер-испытатель.

В рамках эксперимента, запущенного в 2018 г., в Москве и в Иннополисе на дорогах общего пользования проходят тестирования более сотни беспилотных автомобилей «Яндекса» на базе модернизированных Toyota Prius и Hyundai Sonata. Парк беспилотников «Яндекса» в Израиле, США и России, по данным компании, составляет 130 машин.

Беспилотник «Яндекса» IV поколения на базе Hyundai Sonata

В марте 2019 г. «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о создании совместной платформы для беспилотных автомобилей. В 2020 г. «Яндекс» совместно с Hyundai Motor CIS и Hyundai Mobis объявил о выпуске первого беспилотного прототипа на базе Hyundai Sonata.

До конца 2020 г. «Яндекс» планирует пополнить свой парк беспилотников сотней таких машин. Первые пять из них начали тестовые заезды по дорогам Москвы с марта 2020 г., некоторые будут испытываться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе и в парке тестовых машин в США.

Электронные блоки управления автономного автомобиля «Яндекс» были доработаны Mobis для более эффективного взаимодействия с технологией беспилотного управления «Яндекса». Инженеры «Яндекса» в свою очередь расширили набор сенсоров, добавили камеры с разным фокусным расстоянием. Радары, расположенные на крыше, позволяют системе различать больше машин впереди и позади автомобиля. Лидары на передних крыльях могут «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора.

Беспилотное такси Waymo

О запуске беспилотного такси в рамках программы Trusted Tester компания сообщила в своем официальном блоге. Жителям Сан-Франциско вправду не придется платить за поездки, но подвох заключается в том, что воспользоваться сервисом сможет лишь ограниченное количество людей. Чтобы испытать удачу, необходимо скачать приложение Waymo One и оставить заявку на участие в тестировании. Как именно компания отбирает людей в группу добровольцев, не ясно. Но известно, что добровольцам нельзя публиковать отзывы о беспилотном такси в Интернете — мнение можно отправлять только напрямую в Waymo. Изучая обратную связь, компания будет знать, что ей нужно убрать, а что необходимо добавить в свой сервис.

Презентационный ролик Waymo One в Сан-Франциско

Таксопарк Waymo состоит только из электрических автомобилей Jaguar I-PACE. Они оснащены системой автономного управления Waymo Driver пятого поколения. Она состоит из множества датчиков, которые установлены по всему корпусу автомобиля. Собираемые ими данные передаются в компьютер и обрабатывается нейронной сетью — именно она и решает, как действовать автомобилю в тех или иных ситуациях. По словам представителей компании, система способна реагировать на другую технику, пешеходов, дорожные знаки и разметку, а также на сигналы светофора. Более того, нейросеть даже пытается прогнозировать события для избегания аварий. Несмотря на это, во время поездок за рулем будет находиться сотрудник Waymo, готовый взять управление на себя.

Jaguar I-PACE оборудованный системой автоматического вождения Waymo

По данным Waymo, автомобили с фирменной системой автоматического вождения уже преодолели 32 миллиона километров. По дорогам общего пользования они ездили под присмотром сотрудников компании. Во все это охотно вериться, ведь разработка системы ведется аж с 2009 года, больше десяти лет. По данным Интерфакса, оборудованные системой автомобили каждую неделю проезжают больше 160 000 километров. Как правило, все поездки проходят идеально. Но иногда возникают чрезвычайные происшествия — в июне один из автомобилей столкнулся со скутером. Ничего страшного не произошло, но такие случаи становятся особенно популярными в Интернете и люди начинают говорить об опасности беспилотных автомобилей. А вот о том, что пьяные водители сбивают пешеходов гораздо чаще, они почему-то забывают.

А не застрянем ли мы в сугробе?

На передней панели в салоне беспилотника установлен планшет, где виден маршрут поездки. Еще один планшет расположен между водительским и передним пассажирским сиденьями. Он обращен к пассажиру такси, который может отслеживать маршрут и траекторию поездки и видеть дорогу глазами беспилотника. Так, препятствия на его пути обозначены цветными значками: люди-кубы, схематичные автобусы и черточки-заборы.

С приходом зимы беспилотникам стало чуть сложнее на дорогах Иннополиса, считает водитель снегоуборочной машины Тимур Сабирзянов. По его словам, погодные условия нередко могут поставить беспилотный автомобиль в тупик.

«По-моему, пока машинки очень тяжело справляются с нашей техникой, которую встречают на дороге. Зимой для них много препятствий, на которые они реагируют дольше обычного. В таких случаях им могут помочь водители, которые сидят рядом», — отметил водитель снегоуборочной машины Тимур Сабирзянов.

Наша поездка заняла всего 5 минут. Подъезжая к месту назначения — фермерскому рынку, машина «задумалась», поскольку дорогу рядом замело, и ее еще не успели почистить. Спустя несколько секунд машина снова тронулась и без проблем преодолела часть заснеженной трассы.

Здесь беспилотник поджидало новое испытание — вместо остановки высился огромный сугроб. Эту проблему машина решила просто: нас высадили не на остановке, а чуть раньше — буквально в метре от нее. При этом никаких усилий инженера-испытателя не потребовалось.

«Сервис экспериментальный, мы проверяем много гипотез, и основная наша задача — отточить функциональность сервиса беспилотных поездок по городу в реальных условиях. Технология, которую мы создаем, должна одинаково хорошо работать в любую погоду и при любом трафике. Поэтому мы тестируем ее круглый год, в том числе и зимой», — подчеркнули в «Яндексе».

«Со стороны я смотрю и думаю: какая клевая штука! Но самому мне комфортнее гулять пешком, расстояния здесь довольно маленькие. Иногда думаешь: можно ведь съездить в магазин на такси. С другой стороны, это же всего пять минут ходьбы», — рассказал сотрудник МТС Виталий Смолев.

«Яндекс.Такси» объединяется с Uber

Одновременно каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв» объединяется с «Яндекс.Такси». На конец 2019 г. Yandex владел в «Яндекс.Такси» 61%, Uber – 38%, оставшийся 1% был зарезервирован под мотивационную программу для сотрудников.

Каршеринговый сервис «Яндекса» стал частью «Яндекс.Такси», а проект по разработке беспилотных авто, наоборот, выделился из «Яндекс.Такси»

После слияния с «Яндекс.Драйв» доля Yandex в «Яндекс.Такси» незначительно вырастет – до 61,7%. Доля Uber, наоборот, снизится до 33,5%. Оставшиеся 4,8% акций будут зарезервированы под опционную программу.

Сервис «Яндекс.Драйв» был запущен в 2018 г. Сейчас сервис предоставляет в аренду 16 тыс. машин в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани. В апреле 2020 г. «Яндекс.Драйв» был выделен в отдельную компанию.

Российский конструктор криптовалют DecimalChain теперь совместим с Еthereum и Binance Smart Chain
Бизнес

В рамках интеграции двух проектов водители, подключенные к «Яндекс Go», смогут на короткий срок арендовать машины каршеринга. В Москве уже идет эксперимент, когда водители могут брать в аренду машины премиального класса в «Яндекс.Драйве» для перевозки пассажиров.

Эксперимент без испытателя

На днях на федеральном портале regulation.gov.ru был опубликован текст проекта поправок в постановление правительства РФ о беспилотном транспорте. Этот документ регламентирует передвижение машин с автопилотами по дорогам общественного пользования.

Поправки предлагают разрешить использование беспилотных ТС для перевозки пассажиров, пока в экспериментальном режиме. На первом этапе опытной эксплуатации инженер-испытатель страхует автопилот, находясь на пассажирском сиденье, а на втором присутствия контролирующего поведение машины человека в салоне вообще не предполагается. На этом же этапе рассматривается возможность использования автомобилей без водителя на дорогах общего пользования.

На сегодняшний день разработкой беспилотного транспорта в России занимаются несколько компаний. Самые активные — StarLine, «СберТех» и «Яндекс». Российский IT-гигант первым запустил в нашей стране тестирование беспилотников в 2018 году. Сейчас по столице передвигаются более 140 его автономных транспортных средств. С момента начала тестирования они уже проехали более 12 млн км.

Беспилотник на удалёнке4

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Так что же изменится в случае согласования поправок? Во-первых, эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования продлится до 1 марта 2025 года. В список регионов, в которых будут ездить беспилотники, добавятся Мурманская и Новосибирская область

Это важно для их проверки в условиях зимы

Во-вторых, официально будет введено определение человека, контролирующего беспилотник: «Оператор высокоавтоматизированного транспортного средства — физическое лицо, назначенное собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, осуществляющее мониторинг/контроль за его движением посредством удаленного доступа и имеющее возможность вмешательства в функционирование высокоавтоматизированного транспортного средства». Все действия оператора должны соответствовать Правилам дорожного движения.

Безопасно и выгодно?

Основная причина, по которой во всем мире работают над внедрением автономного транспорта, это безопасность. Как показывают исследования, в 9 из 10 случаев основной причиной, дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор. Таким образом, переход на автономный транспорт должен значительно сократить смертность.

Пока же одно ДТП с участием беспилотника производит заметно больший резонанс в обществе, чем 100 обычных, считает управляющий директор консалтинговой компании Accenture в России и Казахстане Мария Григорьева.

Беспилотник

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

По прогнозам компании Frost & Sullivan, после 2025 года начнется массовая коммерциализация беспилотников. К этому времени объем их продаж превысит 40% от общего количества новых автомобилей. Стоимость беспилотного автомобиля постепенно снижается. Только за последние пару лет лидары — самые дорогие сенсоры в беспилотниках — подешевели примерно в четыре раза, а технически стали совершеннее.

«Сейчас один прототип уже обходится нам на треть дешевле, чем на первых этапах разработки, а в техническом отношении он стал значительно мощнее. Тенденция на удешевление одновременно с ростом эффективности будет сохраняться и в дальнейшем», — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Яндекс». В компании посчитали, даже при текущей стоимости беспилотное такси будет экономически выгоднее, чем такси с водителем, при аммортизации на три года.

Общественный транспорт — еще один вариант применения беспилотников, а грузовые перевозки с помощью автономного транспорта создают новый уровень развития современной логистики. И они помогут компаниям-перевозчикам существенно сократить операционные затраты.

Полностью заменит водителя

Существует другая концепция развития беспилотного транспорта, и Россия вполне возможно пойдет по пути автономизации, полной замены функционала живого водителя, считает доктор технических наук, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. В этом случае беспилотный автомобиль абсолютно не привязан к каким-то электронным меткам, к маякам и к указателям, установленным на уличной дорожной сети и являющимся их неотъемлемой частью.

Такую концепцию как раз продвигает «Яндекс» — его беспилотники при планировании маршрута пользуются данными сервиса «Яндекс.Пробки», но постоянное мобильное подключение им не требуется.

Беспилотник

Бортовой компьютер в беспилотном такси «Яндекс»

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«В багажнике расположен мощный компьютер, на котором проходят все вычисления. Мы не полагаемся на данные спутниковой навигации во время движения, так как их погрешность может составлять десятки метров, а нам нужна сантиметровая точность. Для локализации мы используем специальные HD-карты для беспилотников, которые делаем самостоятельно — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Яндекса».

Для проверки и оценки результатов нужно проезжать много километров в автономном режиме — а для этого как раз и нужно такое большое количество беспилотных автомобилей. В планах компании — тесты за пределами России. Для дальнейшего расширения флота «Яндекс» начал сотрудничать с Hyundai Mobis, подразделением корейского автопрозиводителя. Первым итогом совместной работы стал прототип беспилотной Hyundai Sonata. Ранее автономные транспортные средства делали на базе Toyota Prius — японский гибрид позволял управлять всеми системами с помощью электронных команд, без необходимости вносить изменения в конструкцию и устанавливать дополнительные механические актуаторы.

Когда появится такси будущего?

По данным The Wall Street Journal, в будущем компания Waymo хочет создать парки беспилотных автомобилей в пяти крупнейших городов мира. Только вот это станет возможным только после того, как компания сможет удешевить установку всего необходимого оборудования на автомобили. А на данный момент камеры и датчики обходятся в 200 000 на каждый автомобиль. Цифра огромная и в нее даже не верится, но именно эту сумму называют аналитики.

Когда-нибудь беспилотное такси появится и в России

Кажется, то самое «будущее» из фантастических книг и фильмов наконец-то становится реальностью. Скорее всего, в первую очередь беспилотное такси появится в технологически развитых городах вроде Сан-Франциско. Но что насчет России? На нашем сайте есть подробная статья о том, когда в нашей стране может появится автономный общественный транспорт. Думаю, вам будет интересно, так что вот ссылка.

«Яндекс» цементирует свою экосистему

Как пояснили CNews в «Яндексе», по итогам сделки компания намерена ускорить «темпы развития бизнеса на быстрорастущем рынке электронной коммерции и фудтеха». Предполагается, что ускорение будет достигнуто благодаря более тесной интеграции собственных сервисов, а также упрощения процессов управления ими.

«Яндекс» заплатит Uber $1 млрд за его долю в «Яндекс.Еде», «Лавке», «Доставке» и беспилотниках

Так, по данным компании, в настоящее время «Яндекс.Лавка» взаимодействует с «Яндекс.Маркетом», обеспечивая покупателям более удобный момент получения заказов. Автомобильная «Яндекс.Доставка», в свою очередь, обеспечивает рестораны, кафе и другие бизнесы дополнительным доходом за счет более широкого радиуса доставки.

На перспективу «Яндекс» также делает ставку на свой парк беспилотных автомобилей. Сегодня в него входит 170 машин, уже преодолевших более 14 млн км в автономном режиме на дорогах России, США и Израиля.

По данным компании, роботы-курьеры «Яндекса» с момента запуска в 2019 г. уже успели сделать более 26 тыс. доставок в России и США. Направление беспилотных автомобилей считают в «Яндексе» стратегическим, в котором заложен «большой потенциал роста в долгосрочной перспективе, в том числе в международном масштабе».

Беспилотник в Лас-Вегас

Демонстрация беспилотного автомобиля в Лас-Вегасе прошла в рамках международной выставки Consumer Electronics Show, проходившей в новогодние праздники. Автомобиль для сборки беспилотника был куплен на месте, в США. Им стала Toyota Prius.

Обучение системы заняло 2 недели. В программу были введены карта местности и маршрута, данные о дорожной обстановке и специфические американские сигналы и правила. Искусственный интеллект был натренирован действовать в обстановке, отличающейся от привычных отечественных реалий. В демонстрационную задачу входили повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры. Всё это должно было быть на маршруте.

Поездку удалось сделать полностью беспилотной, без присутствия инженера-испытателя в салоне. Это была уже демонстрация, а не испытания. 15-минутный рейс начинался возле отеля Hard Rock на Paradise Road.

В тестовых заездах мог принять участие любой желающий, но запись на дни выставки была быстро закрыта по причине высокого спроса. Блогеры и журналисты, ставшие пассажирами демонстрационных рейсов, отмечали уверенность вождения «Яндекс»-автомобиля в сравнении с аналогами фирм-конкурентов.

https://youtube.com/watch?v=LEjVDl0Ndgs

Результаты года жизни беспилотника

26 ноября 2018 г. применение беспилотных автомобилей на улицах российских городов было официально легализовано. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей.

Экспериментальный этап их внедрения стартовал 1 декабря в Москве и Татарстане, пока лишь на ограниченных территориях парков инноваций. Участники эксперимента по тестированию беспилотников должны получить одобрение ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Одним из главных условий участия в проекте стало страхование ответственности. Поэтому пока технология доступна только пользователям, достигшим совершеннолетия.

«Яндекс.Такси» даже опережает конкурентов в скорости разработок и их внедрения. Проекту компании Waymo уже 10 лет, тогда как беспилотникам «Яндекса» — всего 2. Через год после запуска «Яндекс» уже предложил полностью конкурентоспособный проект.

Применение беспилотных авто, официально легализовано.

Беспилотник на дорогах Сколково

Тестовым полигоном для практического использования самоуправляемого «Яндекс.Такси» стал наукоград Сколково в Новой Москве. На выбор площадки повлияла градостроительная ситуация в Сколково. Его планировка создавалась с нуля по последним инновационным принципам современного градостроительства, поэтому он ближе всего к городам будущего, подходящим для внедрения подобных технологических новшеств.

Кроме того, в Сколково есть все элементы стандартной городской инфраструктуры:

  • школа;
  • детсад;
  • спорткомплекс;
  • городские парки;
  • малоэтажная жилая застройка;
  • офисные здания.

А главное — там есть жители и стандартное городское движение транспорта на улицах.

Беспилотник свободно перемещается по улицам наукограда. Вызвать его можно через приложение «Яндекс.Такси». Система сама определяет геолокацию пользователя, после чего автомобиль находит его на территории Сколково с помощью навигатора.

Беспилотное такси можно вызвать в городе будущего — Сколково.

Беспилотник на улицах Москвы

В столице воспользоваться беспилотным такси пока нельзя, но сами автомобили-беспилотники обкатывают московские дороги в тестовом режиме. Одна из таких машин проехала по району Хамовники, месту расположения центрального офиса компании «Яндекс».

Поездка намеренно была совершена в сложных дорожных условиях: незадолго до этого в городе прошёл мощный снегопад. Дороги были завалены снегом. Это стрессовая ситуация для водителей и белое пятно в разработках зарубежных фирм. Снег в России бывает чаще, чем в местах их дислокации, и разработчикам это обязательно нужно учитывать.

Снег затрудняет видимость на дороге, создаёт проблемы в чтении дорожной разметки и знаков. Гололёд снижает управляемость автомобиля и увеличивает тормозной путь за счёт изменения сцепления с дорожным покрытием. Зимние тесты беспилотника показали, что он справляется с этими вызовами не хуже профессионального шофёра.

Тестирование беспилотника в экстремальных погодных условиях показало хорошие результаты.

В Татарстане

Площадкой для экспериментального внедрения самоуправляемых такси в Татарстане стал Иннополис — молодой наукоград, находящийся в 35 км от Казани, одна из неофициальных столиц отечественной IT-индустрии. Тестирование новейших технологических разработок в сфере искусственного интеллекта является одной из специализаций Иннополиса.

Как и в Сколково, здесь есть полноценная городская инфраструктура, уличное движение, жилые кварталы, университет, деловой центр, кафе и магазины. Есть и целевая аудитория — работающие в Иннополисе молодые научные работники. Они достаточно разбираются в предмете эксперимента, чтобы дать проекту качественную и профессиональную обратную связь, способную улучшить разработки беспилотных автомобилей.

Кроме того, тестирование беспилотного Яндекс такси проводится в Иннополисе.

Я заказал машину. Как долго мне ее ждать?

При заказе беспилотника, как и при обычном заказе через приложение «Яндекс.Такси», вам придет номер, марка и цвет машины, а также примерное время, через которое она к вам подъедет.

Время ожидания такси зависит от спроса, рассказали в пресс-службе «Яндекса». При этом в мэрии Иннополиса подчеркнули, что в среднем беспилотник придется ждать не более 6 минут. Находясь около общежитий университета, мы заказали такси к фермерскому рынку. Машина приехала буквально через две минуты.

Отличить беспилотное такси просто: это красно-белый автомобиль с небольшим блоком на крыше. В нем расположены различные камеры и датчики, которые собирают данные о ситуации на дороге

Чтобы наверняка убедиться в том, что перед вами беспилотник, обратите внимание на передние двери — снизу на них есть надпись: «Беспилотный автомобиль»

Как только мы сели и пристегнулись, машина тронулась.

«Да, на беспилотном такси я ездил. Конечно, первый раз ехать на нем страшно! Смотришь — водителя нет! Непривычно. Руль сам поворачивает, а ты думаешь: „Боже мой!“ На самом деле тут и ездить-то особо некуда: вот магазин, вот мой дом», — показал на соседние здания студент Университета Иннополис и сотрудник KazanExpress Никита Алексеев.

Кто будет виноват

В случае ДТП с участием беспилотного такси ответственность будет лежать на перевозчике. Аналогичная система работает в авиации: компенсацию выплачивает компания-перевозчик, а затем можно обратиться к оператору за регрессом. Разбор подобных ДТП упростит еще одна поправка в положение, предусматривающая обязательную видеофиксацию всего, что происходит как внутри, так и снаружи автомобиля. Храниться записи будут до конца эксперимента, то есть до 2025 года. Видеоматериал должен фиксировать 30 секунд до момента дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики также озабочены правовой стороной вопроса.

«Сейчас в страховании многое завязано на действиях именно водителя, которого в новом виде транспорта не будет. Необходимо как минимум законодательно отрегулировать статус владельца беспилотника, прописать его права и обязанности. Оценить влияние на страховые тарифы пока сложно: по любым транспортным средствам, включая беспилотные, сначала нужно собрать статистику и понять убыточность. Сейчас тарифный коридор, установленный указанием ЦБ, не предполагает использования автомобиля без водителя, а для страховщика это, очевидно, будет весомым фактором при определении премии», — рассказали в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).

Беспилотник на удалёнке1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Сможет ли любой желающий прокатиться на беспилотном такси в Иннополисе?

В пресс-службе мэрии Иннополиса рассказали, что воспользоваться услугой беспилотного такси можно не только горожанам. Любой желающий может принять участие в тестировании сервиса. Для этого нужно подать заявку в консьерж-сервис ИТ-города, указав в ней свои фамилию, имя и отчество, а также номер телефона, привязанного к приложению «Яндекс.Такси». Обычно заявки обрабатываются в течение 24 часов, сообщили в мэрии города.

Мы решили проверить это и за сутки до визита в Иннополис отправили заявку в местный консьерж-сервис. Через минуту нам ответили, что данные приняты. Нам также прислали инструкцию, как воспользоваться беспилотным такси в ИТ-городе, и ссылку на техподдержку сервиса, куда можно обратиться при возникновении трудностей с вызовом машины.

«Иногда я езжу на беспилотном такси. Чтобы пользоваться этим транспортом, я ходила в мэрию и подписывала соглашение. Сейчас сервис доступен любому желающему — нужно только запросить консьерж-сервис и попросить добавить вас в число участников испытаний. Так сделали мои коллеги, и теперь они тоже могут ездить на беспилотнике», — поделилась инженер по тестированию в «Визиолоджи» Лолита.

После добавления в тест в приложении «Яндекс.Такси» должен появиться тариф беспилотного такси и синяя область на карте — зона действия беспилотника. Именно в пределах этой синей зоны можно проехать на беспилотном автомобиле. Два беспилотных автомобиля марки Toyota Prius курсируют между университетом, стадионом, медцентром, жилым кварталом, фермерским рынком и технопарком имени Попова.

На следующий день мы приехали в Иннополис, чтобы покататься на беспилотнике. К этому времени уже прошло 24 часа с момента подачи заявки на участие в тестировании. Однако обещанной синей области в приложении мы так и не увидели.

Нам пришлось обратиться в техподдержку сервиса. В итоге доступ к тестированию был открыт только через два часа, после чего нам удалось вызвать беспилотное такси с помощью приложения «Яндекс.Такси».

Технологическая база

Автопилот был создан на базе собственных технологий «Яндекса», таких как компьютерная картография, навигация в реальном времени, компьютерное зрение и распознавание объектов. Все эти разработки долгое время использовались в других сервисах компании, пишет «Яндекс» в своем блоге. Некоторые из них сейчас решают новые задачи: например, компьютерное зрение, которое раньше помогало искать одинаковые изображения в результатах поиска, теперь распознает дорожные знаки и ищет свободные слоты на парковке.

Собрав технологии из разных своих сервисов, «Яндекс» создал беспилотное такси

В условиях сложного городского трафика автопилот «Яндекса» сможет самостоятельно принимать решения, за это отвечают фирменные алгоритмы, искусственный интеллект и машинное обучение. Как пояснили ресурсу TechCrunch в «Яндексе», это стало возможным благодаря анонимным данным, полученным от пользователей сервиса «Яндекс.Навигатор». Сервис собирает информацию о пробках, происшествиях, ограничениях скорости и других дорожных обстоятельствах.

Что касается железа, то «Яндекс» использует в проекте как свои наработки, так и распространенную продукцию известных производителей, пишет TechCrunch. На видео можно заметить GPU Nvidia в самом автомобиле, а также лидар Velodyne на крыше. Сейчас «Яндекс» ведет с партнерами переговоры о создании кастомного железа под проект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector